• Осеннее подорожание: Цены на товары и услуги могут вырасти на 15-20%

    crop

    Продавцы продуктов питания готовятся повысить цены уже этой осенью примерно на 15-20%. Главная причина для этого – подорожание энергоносителей и начавшаяся девальвация гривны, что вынуждает производителей и импортеров закладывать все будущие риски в стоимость своего товара. Но даже незначительное удорожание может привести к падению продаж, поэтому бизнес делает ставку на самую дешевую продукцию

    Производители готовятся к росту цен. Три руководителя розничных сетей рассказали журналистам, что уже этой осенью цены на мясо могут вырасти на 20-30%, подсолнечное масло – на 5-7%, хлеб, крупы и молочные продукты – на 10-15%. «Цены однозначно будут расти. Но как сильно – сложно сказать», – говорит совладелец продовольственных сетей «Тария-В» и «Космос» Борис Музалев.

    Продавцы непродовольственных групп товаров заняли выжидательную позицию. Директор сети Prostor Денис Герман говорит, что осенью пока не планировал пересматривать цены на свою продукцию. «Поставщики нас тоже не предупреждали о возможном удорожании стоимости продукции», – говорит он.

    Осенью подорожать на 5-10% могут и квартиры в новостройках, прогнозирует руководитель департамента аналитики девелоперской компании «Интергал-Буд» Анна Лаевская. «Незначительный рост средних цен возможен как за счет повышения стадии готовности продаваемых объектов, так и за счет увеличения себестоимости строительства – растут цены на электроэнергию, а также практически на все строительные материалы. Это приводит к увеличению затрат», – объясняет эксперт. По ее словам, застройщики частично могут компенсировать рост цен за счет собственной наценки, но в условиях ужесточения конкуренции это не всегда удается. «На данный момент объем предложения на рынке первичной недвижимости существенно превышает объем платежеспособного спроса. Также появилось достаточно большое количество мелких компаний, предлагающих квартиры по демпинговым ценам. Поэтому регулярно пересматривать прайсы в сторону повышения могут только наиболее надежные застройщики, объекты которых пользуются стабильно высоким спросом», – рассказывает Анна Лаевская.

    Девальвационные ожидания

    Причин, по которым цены могут вырасти нынешней осенью, несколько. Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко говорит, что украинские сельхозпроизводители переориентировались на мировые цены на продовольствие. «Зачем им продавать в Украине дешево, если можно реализовать весь урожай за границей», – говорит эксперт. Например, на прошлой неделе продовольствие за границей лишь дорожало.

    Рост цен могут спровоцировать и планы Кабинета министров отменить предельные наценки на социально значимые группы товаров – молоко, масло, крупы, подсолнечное масло и пр. С 1996 года цены на них контролировались местными властями в каждом городе отдельно, но наценка на них у оптовиков и производителей не может превышать 10%. Чтобы компенсировать потери, производители шли на хитрость. Например, производили молоко жирностью не 2,5%, на которое действует ограничение, а 2,6%. Это позволяло избежать ценового регулирования и неплохо зарабатывать. Розничные сети поступали иначе. Многие из них активно расширяют ассортимент товаров, которые выпускаются под собственными торговыми марками ритейлера (privatelabel), – от молока и консервированных овощей до салфеток. Себестоимость этой продукции в среднем на 30% ниже по сравнению с брендированной продукцией известных производителей.

    Но главный фактор, который влияет на стоимость товаров на полках магазинов – курс валют. Директор компании-импортёра «Витис Групп» Сергей Мазур говорит, что если еще два года назад причиной для пересмотра цен была девальвация более чем на 20%, то сейчас – на 10%. «Как только курс вырастет на такую отметку, через два месяца импорт подорожает на полках всех магазинов», – говорит он. Эксперты прогнозируют, что при позитивном развитии событий и готовности Украины пойти на уступки МВФ, курс доллара достигнет 27 грн к концу этого года. Если же Верховная Рада не примет все необходимые реформы, а фонд не выделит третий транш помощи (Нацбанк ожидает не менее 2,7 млрд долл. до конца года), то курс может вырасти и до 30 грн за доллар.

    Потребители экономят

    Скорее всего, продовольственные сети постараются максимально оттянуть рост цен на товары и услуги. Таким образом они уже поступали в 2014 году. «По контракту мы обязаны предупредить розничные сети о грядущем подорожании примерно за месяц до даты поставки. Представитель сети должен это заявление согласовать. Так вот сроки ответа максимально затягивались», – говорит директор крупной компании-поставщика, пожелавший остаться неназванным. Но, как говорит собеседник журналистов, роста цен этой осенью не избежать. Некоторые производители, чтобы застраховать себя от возможной резкой девальвации, уже сейчас устанавливают цены на свои товары исходя из курса 27-28 грн за доллар.

    Поведение розницы можно понять. Даже незначительный рост цен приводит к падению продаж. Чтобы избежать этого, поставщики и ритейлеры уже делают акцент на недорогие товары. «В этом году я попробовал вино в одесском ресторане, стоимостью 150 грн за бутылку. Оно ужасного качества, но из-за цены является самым ходовым во многих ресторанах города», – говорит Сергей Мазур. Не исключено, что вскоре это коснется и других продовольственных и непродовольственных товаров.

    112 Украина

    ПоделитьсяShare on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInEmail this to someonePrint this page

Отправить ответ

avatar

wpDiscuz